Литературные олимпиады как формы дифференцированного контроля литературной подготовки школьников
Подготовка одаренных учащихся к олимпиаде по литературе
Одно из направлений работы школы одаренных детей «Эрудит», функционирующей на базе гимназии в течение 10 лет, - подготовка одаренных учащихся к участию в предметных олимпиадах различного уровня.
Сроки | Содержание работы |
март | Выявление одаренных учащихся через участие в отборочном туре школьного интеллектуального марафона (7-8 классы) и предметных олимпиад (9-10 класс) в рамках «Недели науки». |
апрель-май | Психолого-педагогическая диагностика интересов и склонностей учащихся, занявших призовые места в предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах, к научно-поисковой деятельности, создание банка данных о творческих способностях одаренных учащихся на основе тестирования, индивидуальных собеседований; развитие стремления реализовать свои потенциальные возможности и задатки. |
июнь | Формирование первичных разновозрастных групп одаренных учащихся 8-10 классов для подготовки к предметным олимпиадам (летняя школа «Эрудит»). |
июль-август | Самостоятельная работа учащихся по индивидуальному плану, разработанному преподавателем предметной группы. |
сентябрь-октябрь | Тестирование, выявляющее качество знаний, полученных в результате самостоятельной работы учащихся в каникулярный период.Углубленная подготовка к школьному туру предметных олимпиад группы учащихся (возможно несколько человек от каждой параллели). |
октябрь | Подготовка и проведение финального тура предметных олимпиад, выявление призеров потенциальных участников II (городского) этапа предметных олимпиад. |
ноябрь | Индивидуальные и групповые занятия по подготовке ко 11 (городскому) этапу предметных олимпиад призеров школьной олимпиады (по 1 человеку от параллели 9, 10, 11 классов) согласно разработанному плану. Участие во II (городском) этапе предметных олимпиад. |
декабрь-январь | Индивидуальная работа по подготовке к зональному туру предметных олимпиад призеров городской олимпиады. |
январь | Участие в зональной предметной олимпиаде. |
январь-февраль | Подготовка призеров зональной олимпиады к участию в краевом туре предметных олимпиад. |
февраль | Участие в краевой предметной олимпиаде. |
Исследования и опыт прогрессивных педагогов прошлого убедительно доказали, что овладеть прочными знаниями ученики могут лишь в процессе собственной активной деятельности. По словам К.Д.Ушинского, нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель или взрослые руководили этим самостоятельным трудом и давали для него материал.
В процессе подготовки гимназистов к участию в олимпиаде по литературе необходимо подобрать такие источники, которые бы могли в емкой, лаконичной, но в то же время исчерпывающей форме дать ребятам необходимые знания по самым разным аспектам русской и зарубежной классики и литературного краеведения, истории и теории литературы, помочь в отработке навыка анализа художественного текста. В этой связи предлагаем:
Перечень пособий, традиционно используемых в работе с одаренными учащимися (поблочно)
- Знание текста художественного произведения
- Волжина Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы / Е.Д. Волжина. - М.: Айрис – пресс, 2007.
- Кучина Т.Г., Болдырва Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников / Т.Г. Кучина, Е.М. Болдырева. - Ярославль, 1998.
- Литературные викторины / Сост. В.А. Ильина. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2001.
- Литературные викторины / Сост. В. Кондрашов. - Кострома: Костромское книжное издательство, 1958
- Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. XII – XIX век. 9-11 кл.: Пособие для учителя / А.Н. Семёнов. - М.: Владос, 2000
- Историко – литературный блок
- Русские писатели XIX век: Большой учебный справочник. - М: Дрофа, 2000
- Русские писатели XX век: Большой учебный справочник. - М: Дрофа, 2000
- Теоретико-литературный блок
- Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М: Дрофа, 2000
- Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева. - М., 1987
- Каменская Л.Я. Сквозные темы в русской литературе / Л.Я. Каменская // Школьное сочинение по литературе. - М., 1994
- Литература и другие виды искусства
- Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы / Е.Л. Глущенко, В.П. Полуянов - М: Просвещение, 1985
- Методические рекомендации и поурочное планирование уроков литературы (отдельно по каждому автору)
- Энциклопедия для детей. Т.7 / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999.
- Анализ художественного текста
- Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста / А.Д. Вартаньянц, М.Д. Якубовская. - М.: АО АСПЕКТ-ПРЕСС, 1994
- Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. - СПб, 2001
- Францова Н.В. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения / Т.В. Доронина, Н.С. Генералова. - М.: Экзамен, 2005
- Шапиро Н. Поэтический текст на школьной олимпиаде: задания и разборы / Н. Шапиро. - М :Чистые пруды, 2008
- Штайн К.Э. Принципы анализа поэтического текста /К.Э. Штайн. - СПб – Ставрополь, 1993
Приложения
- Олимпиадные задания по литературе 5 класс.doc Скачать