Литературные олимпиады как формы дифференцированного контроля литературной подготовки школьников

Подготовка одаренных учащихся к олимпиаде по литературе

Одно из направлений работы школы одаренных детей «Эрудит», функционирующей на базе гимназии в течение 10 лет, - подготовка одаренных учащихся к участию в предметных олимпиадах различного уровня.

СрокиСодержание работы
мартВыявление одаренных учащихся через участие в отборочном туре школьного интеллектуального марафона (7-8 классы) и предметных олимпиад (9-10 класс) в рамках «Недели науки».
апрель-майПсихолого-педагогическая диагностика интересов и склонностей учащихся, занявших призовые места в предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах, к научно-поисковой деятельности, создание банка данных о творческих способностях одаренных учащихся на основе тестирования, индивидуальных собеседований; развитие стремления реализовать свои потенциальные возможности и задатки.
июньФормирование первичных разновозрастных групп одаренных учащихся 8-10 классов для подготовки к предметным олимпиадам (летняя школа «Эрудит»).
июль-августСамостоятельная работа учащихся по индивидуальному плану, разработанному преподавателем предметной группы.
сентябрь-октябрьТестирование, выявляющее качество знаний, полученных в результате самостоятельной работы учащихся в каникулярный период.Углубленная подготовка к школьному туру предметных олимпиад группы учащихся (возможно несколько человек от каждой параллели).
октябрьПодготовка и проведение финального тура предметных олимпиад, выявление призеров потенциальных участников II (городского) этапа предметных олимпиад.
ноябрьИндивидуальные и групповые занятия по подготовке ко 11 (городскому) этапу предметных олимпиад призеров школьной олимпиады (по 1 человеку от параллели 9, 10, 11 классов) согласно разработанному плану. Участие во II (городском) этапе предметных олимпиад.
декабрь-январьИндивидуальная работа по подготовке к зональному туру предметных олимпиад призеров городской олимпиады.
январьУчастие в зональной предметной олимпиаде.
январь-февральПодготовка призеров зональной олимпиады к участию в краевом туре предметных олимпиад.
февральУчастие в краевой предметной олимпиаде.

Исследования и опыт прогрессивных педагогов прошлого убедительно доказали, что овладеть прочными знаниями ученики могут лишь в процессе собственной активной деятельности. По словам К.Д.Ушинского, нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель или взрослые руководили этим самостоятельным трудом и давали для него материал.

В процессе подготовки гимназистов к участию в олимпиаде по литературе необходимо подобрать такие источники, которые бы могли в емкой, лаконичной, но в то же время исчерпывающей форме дать ребятам необходимые знания по самым разным аспектам русской и зарубежной классики и литературного краеведения, истории и теории литературы, помочь в отработке навыка анализа художественного текста. В этой связи предлагаем:

Перечень пособий, традиционно используемых в работе с одаренными учащимися (поблочно)

  1. Знание текста художественного произведения
    • Волжина Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы / Е.Д. Волжина. - М.: Айрис – пресс, 2007.
    • Кучина Т.Г., Болдырва Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников / Т.Г. Кучина, Е.М. Болдырева. - Ярославль, 1998.
    • Литературные викторины / Сост. В.А. Ильина. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2001.
    • Литературные викторины / Сост. В. Кондрашов. - Кострома: Костромское книжное издательство, 1958
    • Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. XII – XIX век. 9-11 кл.: Пособие для учителя / А.Н. Семёнов. - М.: Владос, 2000
  2. Историко – литературный блок
    • Русские писатели XIX век: Большой учебный справочник. - М: Дрофа, 2000
    • Русские писатели XX век: Большой учебный справочник. - М: Дрофа, 2000
  3. Теоретико-литературный блок
    • Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М: Дрофа, 2000
    • Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева. - М., 1987
    • Каменская Л.Я. Сквозные темы в русской литературе / Л.Я. Каменская // Школьное сочинение по литературе. - М., 1994
  4. Литература и другие виды искусства
    • Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы / Е.Л. Глущенко, В.П. Полуянов - М: Просвещение, 1985
    • Методические рекомендации и поурочное планирование уроков литературы (отдельно по каждому автору)
    • Энциклопедия для детей. Т.7 / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999.
  5. Анализ художественного текста
    • Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста / А.Д. Вартаньянц, М.Д. Якубовская. - М.: АО АСПЕКТ-ПРЕСС, 1994
    • Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. - СПб, 2001
    • Францова Н.В. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения / Т.В. Доронина, Н.С. Генералова. - М.: Экзамен, 2005
    • Шапиро Н. Поэтический текст на школьной олимпиаде: задания и разборы / Н. Шапиро. - М :Чистые пруды, 2008
    • Штайн К.Э. Принципы анализа поэтического текста /К.Э. Штайн. - СПб – Ставрополь, 1993

Приложения

  1. Олимпиадные задания по литературе 5 класс.doc Скачать